Главная > статьи> Выбор CMS для будущего проекта

Выбор CMS для будущего проекта

CMS – это программная оболочка для управления функционалом сайта. CMS позволяет загружать на сайт файлы (фотографии, текстовые документы), изменять дизайн страницы и ее отдельных элементов, добавлять и изменять функционал сайта (например, добавлять для каталога возможность оплаты онлайн).
Преимущество перед сайтами, написанными напрямую на HTML, очевидно для обычного пользователя – не обладая навыками в программировании, пользователь ресурса получает возможность самостоятельно, без услуг программиста, размещать информационные материалы, менять цены и описание товаров и многое другое. Таким образом от того, насколько будет правильно подобрана CMS зависит удобство и трудозатраты в работе с сайтом.


Самописные CMS.

Условно CMS можно разделить по ряду признаков на несколько категорий. В порядке приоритета начнем с разделения на т. н. «самописные» движки и стандартные. Самописная CMS, как правило, создана с нуля либо является основательно доработанной стандартной CMS. Поддержкой ее занимается либо один человек, либо небольшая команда. Цель такого подхода одна – самописные CMS в большинстве случаев делаются закрытыми. Для заказчика коммерческого проекта на такой CMS это значит, что изменения, которые ему захочется внести в свой проект, сможет сделать только ее разработчик. Из этого факта становятся очевидными недостатки такого подхода – ситуация искусственно созданной монополии, когда круг исполнителей задач ограничивается самим разработчиком с одной стороны, и с другой – ограничение масштабируемости проекта рамками предоставляемых этим разработчиком решений.

На наш взгляд, единственным оправданным решением в пользу такой CMS может быть ситуация, когда вышеперечисленные недостатки перекрываются уникальным предложением разработчика, как правило для узкоспециализированных отраслевых решений. Как пример можно привести CMS, в которых предусмотрена интеграция с многотысячными каталогами запчастей, входящими в поставку, или интеграция с модулями правовых баз данных, т. е. ресурсов, с одной стороны требующих постоянных обновлений, с другой участия в разработке штата специалистов узкого профиля, занятых в разработке отраслевой части (товароведов и юристов для приведенных примеров соответственно). Очевидно, что затраты на самостоятельную разработку на открытой платформе в данном случае не сопоставимы с минусами работы на закрытой CMS.

При этом стоит различать закрытые CMS и открытые с лицензией. В последнем случае исходный код открыт для сторонних разработчиков, лицензия ограничивает использование CMS в проектах.


Платные или бесплатные?

Прежде, чем начать говорить о различиях между платными и бесплатными CMS, стоит разобраться с вопросом правильного позиционирования системы управления контентом. Дело в том, что зачастую маркетологи говорят о таких продуктах своих компаний, как шаблоны магазинов или конструкторы сайтов, как о готовых решениях. Оставив в стороне вопрос оправданности такого подхода в ряде конкретных случаев, можно провести разделение следующим образом – система управления сайтом – это один из компонентов готового проекта, позволяющий решать часть его задач. Отдельной составляющей бюджета является работа компании-разработчика – дизайнеров, верстальщиков и программистов.

В чем же заключается различие между бесплатными и платными инструментами? Постараемся разобраться с этим вопросом последовательно.

Если говорить о функционале, то здесь ситуация для малознакомого со сферой человека абсолютно неочевидна – большинство современных бесплатных CMS могут решать те же задачи, что и платные. За что тогда вообще стоит платить деньги?

Здесь стоит оговориться сразу, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Решение по каждому проекту принимается индивидуально и зависит от ряда факторов. Основным критерием является не сама возможность решать задачи проекта, а тот способ, которым это делает каждый конкретный продукт.

Рассмотрим ситуацию на примере. Перед нами стоит задача по выгрузке из базы 1С: Управление Торговлей цен в каталог на сайте и отслеживание доставки (стандартный функционал большинства современных интернет-магазинов). Для проекта на одной из самых популярных бесплатных CMS Wordpress решение будет выглядеть следующим образом.

Для Wordpess необходимо выбрать плагин для интернет-магазина. Допустим, эту роль отведем WooCommerce – в свою очередь одному из самых популярных плагинов. Но для этого плагина нам нужно установить еще и расширения – для интеграции с базой 1С и для отслеживания доставки, оттестировать их, настроить и запустить в работу. Стоит понимать, что не всегда такие расширения обладают нужным функционалом – поэтому параллельно разработчик может быть обязан потратить человеко-часы на дописывание нужного функционала. При этом нужно учитывать, что если речь идет о бесплатных расширениях, то никто не дает гарантий работы того или иного компонента, их текущей и последующей совместимости между собой. Проблемы с совместимостью могут возникнуть также на этапе масштабирования – плагины с нужным функционалом могут быть несовместимы с уже существующими.


Что же выбрать.

Таким образом мы видим, что использование бесплатных решений для сложных проектов приводит к нагромождению программных продуктов (в среднем для реализации интернет магазина необходимо использовать 10-20 дополнительных плагинов), не имеющих гарантий работоспособности с одной стороны, и с другой – увеличение рабочих часов на проект для команды (больше времени помимо собственно разработчиков тратят менеджеры, которым нужно детально описывать инструменты для проекта, и тестировщики).

Иначе дело обстоит на платных CMS. С одной стороны, коммерческие продукты продаются как целостные инструменты – в поставке уже есть обозначенные в рамках функционала оттестированные и полностью совместимые друг с другом модули, с другой – разработчик осуществляет поддержку коммерческой платформы на постоянной основе, а это значит, что он дает гарантию работоспособности и обеспечивает безопасность.

Итак, как мы видим, целесообразность выбора той или иной платформы диктуется совокупностью обстоятельств. Для небольших интернет-магазинов (как правило недорогих нишевых товаров) с небольшими каталогами, заполняемыми вручную, неплохим решением может стать бесплатная система. При наличии свободного времени и желания самостоятельно разбираться такой вариант может быть неплохим решением для желающих сэкономить.

Для high-load проекта использование бесплатных CMS в нынешнем виде вряд ли можно назвать лучшим решением. С одной стороны, для сайтов с большой нагрузкой важны быстродействие и надежность, с другой стороны использование системы «из коробки» без необходимости настройки большого количества плагинов может существенно сократить время команды разработки, и соответственно бюджеты – в ряде случаев стоимость CMS может не то чтобы перекрыть стоимость услуг разработчика, а еще и сэкономить на них.